Top Channel

Хит-парадная музыка

Офисный канал

Спокойная музыка

Любимые 90-е

Только лучшие хиты

 

КО ВСЕМ НОВОСТЯМ

В московском «Гараже» - ретроспектива перформансов Марины Абрамович. Детям до 16 не рекомендуется

10.10.2011 14:15 14:15

Грандиозная ретроспектива "В присутствии художника" сербской художницы Марины Абрамович, которая уже 40 лет занимается искусством радикального перформанса, изучая возможности человеческого духа и тела, открылась в Москве в ЦСК "Гараж" в субботу, сообщает РИА "Новости".

При входе в центр — табличка, как в старых советских кинотеатрах, предостерегающая, что лицам до 16 осматривать проект не рекомендуется, поскольку "выставка включает в себя видео с откровенными сценами, жестокими видеофрагментами и перформанс с участием обнаженных людей".

Как отмечает газета "Ведомости", чтобы попасть на выставку, надо, преодолевая мучительную неловкость, протиснуться между двумя голыми людьми, смотрящими друг на друга. Они так и будут стоять все дни работы выставки, 595 часов. Это повторение добровольцами, натренированными Мариной Абрамович, перформанса, проведенного ею и ее соавтором-любовником Улаем четверть века назад.

У добровольцев нет внутренней силы и дерзости пары художников, когда-то бесстыдно и пренебрегая опасностью изучавших себя и свои отношения на глазах у всех желающих. Но все равно воспроизведенные перформансы Абрамович — давние и последних лет — производят сильное впечатление и заставляют напрягаться.

Рефреном к дальнейшему действу служит гигантский портрет Абрамович в смирительной рубашке.

"Это — метафора: вы можете подвергать каким угодно испытаниям свое тело и в итоге приручить его, но дух — никогда", — сказала на превью выставки в пятницу вечером художница.

Она не понаслышке знает, о чем говорит — страх смерти, боли и страдания всегда подпитывали воображение Абрамович. И она в буквальном смысле своим телом выражала самые разнообразные идеи — от межличностных до политических. Например, стоя перед готовой в любой момент поразить ее стрелой изучала механизм доверия, а, отмывая горы окровавленных костей в видеоинсталляции-перформансе"Балканское барокко", выражала свое отношение к гражданской войне в Югославии.

Что бы ни делала художница, в конечном счете, по ее собственному признанию, она хотела изменять себя и зрителей ментально и энергетически.

"Мы очень быстро живем, все вокруг шумит, а этот проект, самый крупный в моей биографии, — знакомство людей с другим темпом жизни", — пояснила Абрамович. Для нее же, кажется, время давно если не остановилось, то потеряло свою власть — на вид художнице, который вот-вот исполнится 65 лет, не дашь больше 40.

Реконструированные перформансы куратор выставки Клаус Бизенбах поместил в так называемый "черный куб" — затемненный зал, подобный театральному. Его софиты то выхватывают из мрака то пару, соприкасающуюся указательными пальцами, то лежащих обнаженных женщин, накрытых скелетами или же словно парящую в воздухе нагую девушку с разведенными врозь руками и ногами, на самом деле сидящую на вмонтированном в стену велосипедном седле.

Далее следует "белый куб" — там, по сути, демонстрируется музейная ретроспектива: не живые перформансы, а задокументированные на фото и видео полсотни акций Абрамович, а также причастные к ним предметы. Например, недавно найденный фургон, в котором в 1970-е художница жила со своим возлюбленным и партнером Улаем или же 72 предмета из "Ритма 0", в том числе свечи, вата, цепи и помада. Воплощая это перформанс в 1974-м году, Абрамович предложила зрителям делать с ней все, что заблагорассудится с помощью этих вещей. Те вначале стеснялись, а потом искалечили и чуть было не убили ее из предложенного пистолета.

Перформансу 2010-го года "В присутствии художника" посвящен отдельный зал. На одной из его стен повесили экраны, которые показывают лица художницы и ее добровольных партнеров: в течение трех месяцев, пока шла ее выставка в нью-йоркском Музее современного искусства (MoMA), Абрамович буквально играла в гляделки с любым желающим. На московской ретроспективе эта акция получила свое продолжение в виде нейронаучного эксперимента под названием "Измерение магии взгляда". В течение следующей недели любой желающий по предварительной записи сможет вступить в визуальный контакт с Абрамович, а специальные датчики будут в этот момент снимать энцефалограмму мозга участников и выводить его 3D модель на экраны.

Проект "В присутствии художника" — последняя выставка, которая будет работать до 4 декабря в "Гараже" по прежнему адресу на улице Образцова. Летом центр должен продолжить свою деятельность на новом месте — в павильоне "Времена года" в ЦПКиО им. Горького.

newsru.com

Michael learns to rock - Someday